Велопоход по Приполярному Уралу.
Отчёт о велопоходе по Приполярному Уралу в июле 2006 (8.07-18.07)
Инта – р. Кожим - р. Балбанью – оз. Б.Балбанты – г. Народа – руч. Сюрасьрузьвож –
р. Балбанью – пор. Манюку – р. Кожим – п. Инта
Настоящий путешественник не имеет плана и конечной цели своего пути, – сказал один китайский мудрец, и я с ним согласен. А по сему, нет смысла в хронологии повествования.
Были, конечно, планы и конечная цель была, но не очень-то я в них верил. Мало информации и как всегда – нет приличных карт. Приполярный Урал – район весьма популярный, многие тут по горам лазают, и водники пользуют местные реки, да и не зря – и горы и реки здесь прекрасны; кто хоть раз бывал за полярным кругом (впрочем, не “за”, да это неважно) заболеет севером навсегда. Север бескраен и дик, он умиротворяет и очаровывает; здесь осознаёшь смысл понятий о первозданности природы и бесконечности времён. Север... это Север! И что тут скажешь.
Утром 8- го июля, после долгой дороги, наконец-то, выгружаюсь на перрон станции Инта. Поначалу я считал, что это и есть город, – весьма удручающий он имел вид. Спустя некоторое время мне удалось побывать и в самом городе (вполне приличный городок), хотя я этого и не планировал.
Отличная погода, отличное настроение, я полон сил и устремлений; перекусив и снарядившись, в 10-ть утра начинаю свой первый уральский поход. Немного попутляв между домов и заброшенных баз, ни без помощи местного населения, я вскоре очутился на тракте, который идёт напрямую в горы. Вполне приличная накатанная дорога с постоянным чередованием небольших подъёмов (большинство преодолевал в седле) и спусков.
В какой-то момент мне показалось, что дорога начала забирать на восток, и я остановил движущийся мне навстречу “урал”, чтобы уточнить дорогу. Оказалось, на беду или на удачу – это возвращалась смена егерей с поста на въезде в национальный парк “Югыд-Ва”.
Я спросил, правильно ли я еду? они в ответ, - едешь правильно, да вот только документик у тебя имеется, то бишь, разрешение на пребывание на территории парка?
Я знал про парк, читал в отчёте донецких ребят (этот отчёт и был для меня главным источником информации по маршруту, и спасибо им за это, хотя гражданам сопредельного государства тоже надо платить за удовольствия), которые катались, если так можно назвать их передвижение, в здешних местах прошлым летом. Но я не ожидал такой строгости порядков. Может можно как-нибудь оплатить и получить разрешение на посту, – поинтересовался я. Нет – надо ехать в город, да к тому же, сегодня суббота, – не работает кантора. Ну, думаю, – во попал! Но они оказались людьми приятными и отзывчивыми, взяли они меня с собой. И потом помогли всё уладить с разрешением, позвонили секретарю, пришла милая улыбающаяся девушка с очень милой улыбающеюся подругой, я оплатил и получил квитанцию и разрешение, за что всем огромное спасибо. Стоит это не дорого, конечно все эти действа немного обременяют, но что поделать – пошло бы в прок. Находится администрация парка по адресу: ул. Дзержинского,27а.
Ещё я у них приобрёл карту, ту самую, которую я перед поездкой скачивал с Интернета (кривая какая-то и не совсем точная).
Итак, таким вот образом, я и попал в город и узнал, что от города до станции 15-ть км, которые с лёгкостью, по нормальному асфальту, и преодолел. В 16-ть часов, перекусив, я стартовал с того же места второй раз за день. По тракту ехал до19-ти часов, решил, – хватит на сегодня приключений, да и устал.
Место стоянки было не удачное, рядом с трактом. Ночью шёл дождь и ещё кто-то гонял на вездеходе.
Вот теперь о маршруте. Собирался я проехать вдоль р. Лимбекою, затем побывать на г. Народе и дальше поехать до оз. М. Балбанты, здесь повернуть на восток, а потом отправиться на юг до р. Народа. Ну а далее, – как пойдёт, по дорогам и тропам через горы до Печоры. Практически не реально. Хотя по карте вроде может выйти, на деле, понятное дело, эти дороги – абстрактны. Да я этого и не осуществил, можно сказать, – спёкся уже в начале. Впрочем, сейчас мне начинает казаться, что это возможно осуществить: надо, конечно, основательней подготовится и подойти к этому серьёзней.
Сразу за постом начинается стремительный и долгий, что особенно приятно, спуск к р.Б. Бетью.
Очень вкусная в реке вода и весьма живописные места. Пересекаю реку и сразу подъём, здесь начинаются крутые подъёмы и спуски, преодолеваю подъём и останавливаюсь на привал. Только разложился и собрался перекусить, на подъём взбирается “урал”, бросаю всё и наперерез, – на Желанный? перевезёшь через Кожим? До Кожима ехали ещё пару часов, по-моему, я задремал, хотя ухабы на этой дороге невероятные. Перед рекой крутейший спуск, я
даже немного забеспокоился, но машина медленно и уверенно спустилась и въехала в реку.
Кожим – величавая и красивая река. Преодолеть её вброд самостоятельно было бы, куда как, не просто. Впрочем, я разговаривал, в дальнейшем, с ребятами, которые переходили её вброд и собирались это сделать ещё раз на обратном пути (если я их правильно понял). По возвращению я тоже пытался, но не решился. Да одному и не безопасно.
Даже в кабине грузовика ощущается мощный натиск воды, хотя здесь не особо сильное течение, но река полноводна.
Переправившись, останавливаюсь на привал. Начало положено, и, с предвкушением интересного и для себя нового, через пару часов, отправляюсь в путь.
Но проехал я не много, где-то здесь, по карте, должна быть дорога. Дорога, которая с километр после брода уходит на юг от тракта и идёт вдоль р. Лимбекою до самого истока и дальше через перевал выходит в верховье р. Балбанью. Такой маршрут я рассматривал более сложным и интересным, чем двигаться по тракту. Покружившись взад-вперёд не нашёл ничего кроме одной заросшей дороги в этом направлении. Долго думал, что предпринять: дело было уже к вечеру и ломаться по такой дороге совсем не хотелось. Решил встать на ночлег, как раз здесь, недалеко, оказался спуск к Кожиму и на берегу бивак (столик там, то сё). Хотя и не люблю становиться в подобных местах (это противоречит моим понятиям о восприятии дикой природы), раскладываюсь здесь на ночлег. Место тихое и красивое, – ну и конечно, как всегда, загаженное, но не сильно.
Встал рано. Отличная погода. Купаюсь. Вода, естественно, лёд! Но до чего ж приятно освежиться после стольких дней пути (тем более вагонно-перронных дней). Потом ещё долго прыгаю по камням вдоль берега – греюсь и напиваюсь духом здешним мест. Нравиться мне Север. Хорошо, всё очень хорошо! Уже только ради этого дня, стоило сюда приехать.
В полдень отправляюсь в путь. То, что я поеду по тракту, решил ещё вчера: поскольку у меня грандиозные планы, а начальная стадия уже слегка затянулась. Да и признаться, не захотелось мне лезть в это бездорожье, что собой представляет дорога вдоль Лимбекою, я прекрасно знаю – читал, да и собственного опыта хватает, чтобы предположить, что меня ждёт. С другой же стороны, – я лишил себя некоторого разнообразия на маршруте. Но на данный момент я ещё надеялся, что осуществлю намеченное, и самое трудное и интересное будет впереди.
Пока же, планирую добраться сегодня до п. Желанного.
Тракт – это глина и камни. Погода стоит жаркая – подсохло (на обратном пути шёл дождь – несказанное “удовольствие”), но воды, всё равно, очень много. Часто путь преграждают ручьи, и некоторые довольно широки и стремительны. Поначалу жалко было башмаки мочить, пытался переправляться босиком. Потом же надоело то и дело шнуроваться, да и не особо приятен подобный массаж на камнях в ледяной воде.
Много луж: большие растекаются по всей ширине дороги, небольшие заполняют колеи. Забавно, разогнавшись, их преодолевать. Не всегда, конечно, удаётся доехать до конца, но ничего – жарко ведь!
Ехать получается довольно скоро, но всё же чаще приходиться ползти на подъём. В общем, до Желанного я сегодня так и не доехал; доехал на следующий день, к полудню.
На ночь остановился в лесу, после р. Алькесвож – здесь ещё лесная зона. Найти ровное место тут, среди ёлок и камней, оказалось не так-то просто. Но для моей новенькой крохи-палатки много и не требуется – метр на два достаточно. Разбиваю лагерь и сразу отбой, устал за день довольно прилично.
Сегодня уже 11-ое число; всё же дорога оказалась сложнее, чем я надеялся ранее. В 9 утра отправляюсь в путь.
Перед Желанным какой-то жуткий, крутой серпантин, не дорога – сплошные камни, и двигаться по ней быстрее, чем очень медленно никак не получается. Только под конец спуска к посёлку удаётся сесть в седло.
Посмотрев как “урал” преодолевает реку, решаю ехать дальше вдоль оз. Б. Балбанты, по насыпи, здесь не плохая дорога, и дальше переходить Балбанью вброд за озером. Проезжая озеро не отказал себе в удовольствии немного поплавать. Комаров, правда, жуть сколько у воды
Найти брод с этого берега оказалось не трудно; насыпь внезапно обрывается (непонятно для чего вообще был нужен этот участок дороги) и дальше к реке через кустарник ведёт проторенная тропа. Продираться здесь, конечно, удовольствие ещё-то! но перейти реку тут просто – течение небольшое, нешироко и глубина по-колено.
Выбираюсь (выдираюсь!) на противоположный берег и немного еду по дороге. Вскоре становиться сильно заболоченно и ехать уже не получается. Вдалеке видно стойбище оленеводов: яранга (или как её там называют), вокруг нарты и домик. Ковыляю по-щиколотку в грязи и воде до оз. М. Балбанты, тут уже повыше и посуше.
Из стойбища мне навстречу – с радостным лаем (что он радостный я не сразу понял) – выбегает свора собак. Стою, жду что будет – бежать то не куда. Скажу честно, – малость струхнул. Вообще из всего собачьего племени испытываю симпатию только к лайкам (и не зато, что в этот раз они меня не съели), они жители северные и повадки у них не типично придурочно-собачьи.
С этим гомонящим сопровождением благополучно добираюсь до местного жилища. Здороваюсь с жильцами и пытаюсь выяснить, как мне далее продвигаться. Мне же пришла мысль оставить велосипед тут, на стойбище, и дальше лезть по болоту и затем подниматься в горы пешком и налегке. Но они меня заверили, что болото скоро закончиться и дальше пойдёт вполне нормальная дорога и, по их мнению, я на велосипеде проеду.
Да, но вот откуда им то знать? Как я видел они тут, иначе, как на лошадях, не передвигаются; а велосипед хоть и железный конь, но силы у него не лошадиные (у меня не лошадиные).
Так что, ни фига… я и метра не проехал! Сразу началась сплошная грязь, и по колее, вообще, не возможно двигаться, особо жидкие места проще было преодолевать по траве и кустам. В местах, где дорога ненадолго вылезает из жижи, ехать всё равно затруднительно – сплошь камни, лужи и ручьи.
В общем, тащил я вел, тащил – полпути тащил, километра три-четыре. Наконец, решаю бросить его здесь, в кустах. Заодно сгружаю и тщательно упаковываю часть ненужной поклажи: кое-что из снаряжения и провизии. Были опасения, что зарядит дождь и всё подпортит, но будь что будет. Двигаться дальше стало намного легче и проще! Да и появилась возможность почаще крутить головой – смотреть по сторонам и вверх, а не только под ноги.
Верховья Балбанью. Заканчиваются болота. Река здесь разливается; на несколько сотен метров всё русло сплошь засыпано камнями. Дорога теряется в россыпи камней. Прыгать тут по камням с велосипедом было бы сущим наказанием. Переправляюсь через протоки на левый берег и дальше по склону, забирая восточнее, поднимаюсь по короткому участку дороги на небольшую долину, вокруг кольцо гор. На востоке небольшое озеро и за ним подъём на перевал (теперь я думаю, что к истоку Лембикою). Дороги не видно, а по карте должна быть. Тут я всё попутал и не смог верно сориентироваться. Предположил, что я нахожусь в районе оз.В. Балбанты и, исходя из этого, в дальнейшем, совершил замысловатый и не самый лёгкий подъём на вершину Народы.
Восемь вечера, жутко устал; пью чай и отдыхаю – дров тут нет, вернее нет того, из чего могут получиться приличные дрова, но по земле полно берёзки. Облазив округу, насобирал достаточно для маленького костерка сухостоя или правильнее – сухолёжа.
Утром долго не вставал. Начало припекать солнце, решил пойти искупаться в озере. Процесс раздевания при куче комаров, а комаров здесь действительно много, уже отработан. Быстро раздеваешься, ещё быстрее мылишься и ныряешь – вот он миг блаженства! Поплавать хочется подольше, да жутко холодно. Бодренько выскакиваешь, активно обтираешься, одеваешься и сваливаешь.
Сегодня занимаюсь ничегонеделанием. Хорошая солнечная погода, но ветрено и немного прохладно. Забираюсь на перевал на северо-западе, и тут меня застаёт гроза. Темнеет. Милая светлая солнечная долина внизу – отсюда моя палатка лишь зелёная точка – превращается в серую и неуютную в окружении угрюмых скал. Шквал ветра и затем ливень… Тучи быстро уходят на север, по случаю, и меня и долинку почти не промочив; вновь становится светло и радостно. Спускаюсь.
К 16-ти часам собираю палатку и поднимаюсь выше на юг. Через час ходу останавливаюсь. Справа – заснеженные скалы обрывающиеся в озеро, слева – пара талых озерец с нависшей над водой снежной глыбой. Я окончательно теряюсь в догадках, где я нахожусь? И признаться, я так этого и не понял, вплоть до того момента как спустился с Народы, и пока мне этого не втолковали стоящие лагерем, тут внизу у озера с островом, уральские ребята.
Ужинаю, искать дровишки стало ещё сложнее, и в 20.00 укладываюсь. Ставлю будильник и пытаюсь уснуть.
13-ое июля. Поднимаюсь в 2 часа ночи, при свете восходящего над скалами солнца. Прохладно. Тишина. Вокруг фантастичная картина – всё оранжево-розово-золотисто. Почувствовать это, ощутить, существовать в этом – пусть мгновение, но оно останется на всю жизнь. Наслаждаюсь.
Палатку и ещё часть ненужных вещей прячу в расщелине среди камней, с собой беру малость перекусить и флисовую толстовку.
Вначале иду на юг до озера с островом, дальше – минуя его с запада – поднимаюсь на перевал Кар-кар. Правильнее было бы обойти озеро с востока и подниматься по пологому ущелью (исток Балбанью) на обширное плато к подножию Народы. Здесь я позднее спустился, и это оказалось не сложно.
Поднимаюсь на перевал, подъём крутоват. Открывается поразительный вид: сразу внизу небольшое плато с тремя озёрами, окруженное скалами; вдалеке на западе видны вершины Манараги. Спускаюсь на плато и двигаюсь к пологому заснеженному склону на юге. У подножья озеро; весь склон с поразительной точностью и чистотой отражается в неподвижной воде, создавая пространную причудливую картину из снежных колец.
Пройдя вдоль озера поднимаюсь по склону. Плато с запада обрывается очередным спуском – внизу долина ручья, истоки Манараги.
Склон с севера покрыт обширным снежником; думал сразу подняться выше, но всё же решил идти по снежнику, постепенно поднимаясь и забирая южнее. Склон крутоват, и снежник спускается вниз на добрую сотню метров. Преодолев часть пути начал сомневаться: куда я лезу? – и вверх и вниз довольно круто, и это никак не похоже на проторенный маршрут к вершине. Впрочем, думаю, здешние горы излазаны вдоль и поперёк, и вряд ли тут найдётся склон, по которому не карабкались упрямые руки-ноги.
Да ещё снежник! Идти по нему как-то не очень надёжно, если я оступлюсь… моё стремительное скольжение вниз, наверняка, закончится переходом в астральное измерение. Но возвращаться уже бессмысленно, какая разница как свернуть шею, идя вперёд или возвращаясь назад, и я, крайне осторожно, делая глубокие шаги, двигаюсь дальше. Я долго лез, часто отдыхал, но так таки поднялся на плато, и в общем не жалею о том, что всё напутал – живописные места с этой стороны.
С плато же, которое раскинулось на вершине горы по северному склону Народы, открывается прекрасный вид на высокогорные дали Уральского хребта. Уже настало утро и вовсю светит солнце. Здесь же на высоте ветрено и довольно свежо. Погода отличная, но постепенно набегают облака. До вершины ещё далеко и погода может испортиться; делаю панорамные снимки, пока есть такая возможность.
Дальнейший подъём на вершину не вызывает никаких трудностей, кроме самого подъёма. Перед самой вершиной - ещё несколько сотен метров круто вверх - в ложбинке стоит внушительных размеров деревянный крест, поставленный здесь неким христианским обществом много лет назад. Оно и верно: здесь повыше, стало быть, Ему виднее.
Оставляю здесь рюкзак и начинаю финальный этап восхождения.
Ошибиться невозможно: на половине пути становится очевидным, где географический пик. Воистину! – наше стремление к выпендрёжу – безмерно. Какой смысл тащить сюда все эти проволочки, трубочки, тряпочки, целый пенёк, конфетки, монетки, таблички, дощечки и даже металлическую стелу?! Натуральная помойка! – одним словом. Не понимаю этого, и не принимаю – не моя философия. Я ничего не приношу и ничего не забираю, не оставляю следов и никаких о себе напоминаний. Просто нравится быть здесь, и этого довольно.
Вершины Урала я достиг к 9-ти часам утра. Виды впечатляет! Хотя набежало много облаков, но по-прежнему больше голубого неба и ласкает солнце. Однако, как бы оно не ласкало, проведя тут с час, начинаю замерзать. Спускаюсь к кресту и ёщё часок сижу на его массивном постаменте – здесь теплее и от сюда хороший обзор. Место действительно удачно подобрано, и более приятно. Можно и хочется долго сидеть, смотреть на мир и задумываться о сущности бытия. Здесь царит вечность.
Вечность вечностью, но я уже совсем окоченел и потому, натягиваю на себя всю одежду и в 11-ть часов устремляюсь вниз. Устремлялся я до 15-ти: столько было времени, когда я очутился у озера с островом, спустившись по пологому склону восточнее его (о чём я говорил ранее).
Спуск занял куда меньше времени. Вскоре я разогрелся и находился в приподнятом настроении; всю обратную дорогу наслаждаюсь музыкой. По пути завернул на восток, полюбоваться видом озера Голубое; действительно – голубое.
День закончен, ставлю палатку и в 19 часов укладываюсь на отдых. Пока не спится, и я прикидываю: куда мне двинуть далее. Как я говорил, – спустившись, я встретил внизу уральских ребят, и они мне посоветовали сходить на Манарагу, а это 20-ть км – день туда день обратно. Признаться, зря этого не сделал, доведётся ли ещё здесь побывать. Но пока я находился под действием своих пространных планов и потому на следующий день отправился в обратный путь.
С утра в атмосфере ничего не меняется и мне по-прежнему сопутствует хорошая погода. В полдень собираюсь и возвращаюсь тем же путём. Нахожу свой вел и остальные пожитки в целости и сохранности, да и куда бы им деться?!
В 15.30 добираюсь до оз. М. Балбанты. Наконец-то выползаю из болот и выхожу на вполне ехательный участок дороги, которая, как бы, идёт от Желанного и здесь уходит на восток.
Вот эта дорога мне и нужна была: по ней я планировал пройти сначала на восток, потом повернуть на юг и выйти к истокам р. Народа. Ехал я не долго, дорога потерялась в русле ручья – сплошь какие-то колеи, камни, кустарник… кругом вода. На чём здесь можно проехать?! Пока через всё это продирался потерял счёт времени и расстояния. Наконец появляется более-менее пригодная дорога и местами удаётся довольно скоро ехать. Никаких намёков на дорогу в южном направлении не нахожу и углубляюсь всё дальше на восток. Опять иду и еду вдоль какого-то ручья (Сюрасьрузьвож – потом разобрался), пока не упираюсь в следы деятельности человеческой – заброшенный прииск.
Следы эти представляют жуткую картину: всё перепахано, перерыто, разворочено; всюду останки техники, разрушенных складов и жилья. Дело к вечеру и оставаться здесь неприятно. Беру пару досок и возвращаюсь назад к велосипеду. Я его оставил за несколько сот метров, за склонами, в узком ущелье у самого ручья. Здесь я и поставил палатку, прямо на мелкой гальке у воды. Лучше места не нашлось. Ночью было ощутимо холодно.
Проснувшись (заложило нос, неудачная ночёвка), сразу выползаю из палатки и развожу костёр, благо вчера запасся дровишками. Отогревшись и плотно позавтракав, в 12.30 побрёл дальше на восток. Никаких планов у меня уже нет, – просто надо же куда-то двигаться. Покрутившись пару часов здесь, на разработке, и не найдя ни одной для себя приемлемой дороги решил возвращаться.
Теперь сориентировавшись и определив этот ручей как Сюрасьрузьвож, думал перемахнуть через г. Сура-Из, на карте есть дорога, и дальше на север вдоль р. Пелингичей выйти к р.Балбанью. На деле оказалось, что дороги две и та, которая выглядит явно свежее ползёт через соседнюю гору, и под немыслимым углом. Желание карабкаться по ней, как я её увидел, у меня сразу поубавилось, затем и вовсе пропало.
Пока останавливаюсь у подножия Сура-Из, на берегу Сюрасьрузьвож – ручей прорезает в горе глубокий каньон, устремляясь в него каскадом. Полез на гору; заинтересовался холмом на вершине – дело рук человеческих. Внизу раскинулась красивая долина, вчера проскочил не заметив этого.
Холм оказался заброшенной шахтой. Тёмное чрево с выползающими из неё щупальцами рельс притягивает, и я захожу внутрь. Холодно и сыро. Углубляюсь пока не становится совсем темно и гнетуще; капает вода. Поднимаю камеру и щёлкаю, темноту ослепляет вспышкой, что-то ухает… и я даю дёру. Блин! не надо соваться в заброшенные шахты, это опасно и глупо. Выскакиваю на белый свет и, более не задерживаясь, прихватив брёвнышко, скоренько спускаюсь с горы.
На ночь остаюсь здесь у ручья. Купаюсь и стираюсь. Готовлю плотный ужин, напиваюсь чаем. Вечер очень хорош, ласкает солнце – уютно и томно. Что-то в природе изменится; на западе горы покрыты пеленой – оттуда завтра придёт дождь.
16-ое июля. Под утро пошёл дождь, но вскоре прекратился. Небо постепенно проясняется, и я быстро собираюсь и выхожу на дорогу. Наверное, всё – я возвращаюсь.
Погода снова начинает меняться, на западе постепенно темнеет; впереди над озером сереет пелена дождя, вскоре она поглощает и меня. И начинаются мои мытарства.
Опять: колеи, камни, кустарник, вокруг вода – теперь уж точно вокруг. Далее болота. Затем переправа. С этой-то стороны не так просто оказалось найти брод. Намного раньше, чем стоило, сворачиваю в кусты, никаких тропинок… наконец, продираюсь к реке. Переправится получается без проблем, хотя воды чуть ли не по-пояс, – да уже всё равно. Теперь оказалось, что на этой стороне, среди ручьёв, кустов, камней и редких деревьев нет никаких устремленных куда-либо дорог и троп, но встречаются им подобия. Попался даже кусок приличной дороги, да и то он через пару сотен метров исчез. Заблудиться тут, конечно же, невозможно, но добирался я до оз. Б. Балбанты, по этой насквозь промокшей прерии, довольно долго.
Наконец-то выхожу к насыпи и еду до Желанного. Дождь прекратился, и дальнейшее продвижение вызывает большее удовольствие – еду, подсыхаю. Надо сказать: сколь долго я двигался вперёд, теперь столь быстро я возвращаюсь назад – долгие тягучие подъёмы превратились в приятные затяжные спуски. Еду скоренько.
К вечеру я доехал по тракту до поворота на запад, в месте слияния Балбанью с Кожимом. Думаю, где встать на ночь. Высматриваю на карте пороги Манюку, вроде не далеко, и еду туда.
Конечно, пришлось таки покружиться, да и не сразу нашлось подходящее место для стоянки (впрочем, я его и не нашёл). Не знаю как пороги, с высоты берега не особо впечатляют (а может тут где есть и покруче?), но в округе – красота! Утёсы, хвойный лес и вода в реке изумрудная. Только, что пасмурно, а так всё хорошо. Люди на берегу резвятся, верно – водники.
На утро выглядывает солнце и становится повеселее. Долго не рассиживаюсь и отправляюсь в дорогу. Надеюсь на хорошую погоду, но напрасно – снова пошёл дождь. Вот теперь тракт превращается в месиво. На колёса наматывается глина, и порой уже не провернёшь. Пытаюсь почаще нырять по лужам, но это мало помогает. А заканчивается всё это отваливанием педали, (наверное, педаль открутилась, сразу не заметил, и разбило резьбу) – всё! приехали. Повезло хоть, что до брода через Кожим осталось всего несколько километров.
Останавливаюсь на прежнем месте на берегу реки, где и в первый раз (прибавилось бутылок). Дождь на время прекращается. Купаюсь, бреюсь; успел обрести усы и бородку – образ может и не плохой для гор, но завтра всё же в люди. Завтра намереваюсь встать пораньше и сразу отправиться на переправу. Своим ходом мне теперь не вернуться, буду ждать попутку.
18-ое число. С ночи дождь. Ливень. Фигово. К 8-ми утра добираюсь до брода. Почти сразу появляется машина, но не повезло – бензовоз… жду дальше. Время за полдень. Просветлело, и постепенно становится солнечно и даже жарковато – купаюсь. Не успел просохнуть выезжают к реке два “урала” груженые кристаллами, с Желанного – вот удача! В общем, удалось мне уехать отсюда в 15 часов. Спасибо добрым людям!
Какая же ухабистая эта дорога, во мне весь ливер перевернулся; на велосипеде по ней ехать было куда как комфортнее.
К станции подъехали часам к 20-ти. Выгружаюсь (досталось же, в кузове, моему “роли”) и прощаюсь.
Некоторые выводы:
Хотя я отношу себя к заядлым велопочитателям и, стало быть, мне не престало так говорить, но скажу: тут прекрасные места и можно больше увидеть и отлично провести время, лазая по здешним вершинам и наслаждаясь свободой передвижения, но... без велосипеда. Я о том, что у водника есть река, пешеходу вообще ничего не надо, а пешеходу с велосипедом нужна какая-никакая, но дорога.
Пожалуй, не плохой вариант: доехать на велосипеде по тракту до п. Желанного, ну а дальше отправится пешком. И покрутить удастся и не придётся с ним маяться там, где он – никчемная железяка.
Есть и другая сторона: свой поход я оцениваю как прогулочный (на меня, как-то сразу, напала леность, о чём знал, что пожалею); всё же теперь я считаю, – можно здесь и по-серьёзному покататься, надо только доводить всё до конца (или пытаться), другого случая может и не быть.
Всего хорошего!